«Из хобби надо делать профессию»


Евгения Белонощенко, "Бэби-клуб"

История успеха: как владелица сети «Бэби-клуб» строила свой бизнес в Самаре и в Москве

При входе в офис управляющей компании «Бэби-клуб» первым делом натыкаешься на огромную клетку с шиншиллой. «Знакомьтесь: это наша Франшиза», — говорит директор и владелица сети детских клубов Евгения Белонощенко. Франшиза сосредоточенно грызет кусок яблока и не обращает никакого внимания на разговоры о себе. Таким необычным именем она обязана франчайзинговой программе, которую Евгения запустила в 2009 году. За два года проданы франшизы на 41 партнерский клуб, которые работают по всей России и в Казахстане, еще 6 клубов — в собственности Евгении. В ближайшие три года их число по Москве должно приблизизиться к 100 (сейчас их 15). В целом по России предполагается открыть до тысячи «Бэби-клубов».
Когда Белонощенко открыла свой первый клуб — это было в 2000 году в Самаре, — ее родителям было стыдно рассказывать знакомым, что после экономической академии дочка занимается какой-то педагогикой: ползает с детьми по ковру и собирает слова из кубиков. Родители рассчитывали, что дочь, поработав у них в строительной фирме и окончив аудиторские курсы, возглавит собственное аудиторское агентство. Но душа Евгении не лежала к финансам. В тот момент ее дочери Наташе исполнилось два года, и Евгения открыла для себя книгу Масару Ибуки «После трех уже поздно». Эта книга помогла по-новому, осознанно, подойти к воспитанию и интеллектуальному развитию ребенка. Потом одна молодая мама познакомила Евгению с кубиками Зайцева — методикой, по которой ребенка можно научить читать чуть ли не с пеленок. Только она начала всерьез задумываться о том, не попробовать ли самой преподавать, в Самару с семинаром приехал Николай Александрович Зайцев, и муж купил абонемент на занятия.
Уже через месяц после семинара — Белонощенко все любит делать быстро — она открыла свой первый детский клуб. В нем она занималась бережным развитием интеллекта и коммуникативных навыков детей, учила их публичным выступлениям. «Было ощущение полного счастья, ощущение, что я встала, наконец, на свой путь», — говорит Евгения. В отличие от других клубов раннего развития, которые очень часто выбирают одну методику и «молятся» на нее, не признавая других, Евгения решила поступить космополитично — собрать лучшее из всех методик. «Это был такой кайф — открывать для себя самые разные идеи того, как развивать интеллект ребенка. И еще большее удовольствие — видеть, как все это работает. Дети общались друг с другом, развивали свои врожденные способности, с легкостью осваивали чтение и счет. Они росли счастливыми и свободными».
Белонощенко с восторгом осваивала новую профессию и совершенно не воспринимала клуб как бизнес. Это муж настоял на том, что пора брать деньги не поурочно, а за месяц, ввести оплату через банк, взять кредит и открыть второй клуб. Юрий Белонощенко — финансист, 9 лет проработавший в «Тройке Диалог», бывший партнер «Тройки», сейчас работает в УК НОМОС-банка. «Юра стал нашим стратегом. Он может подать сумасшедшую на первый взгляд идею, но потом она оказывается правильной и своевременной. Он смотрит всегда очень далеко, показывает нам будущее. Моя задача — тактика», — говорит Евгения. Самая сложная из ежедневных задач — следить за качеством работы в клубах. Закупить пособия, сделать красивый дизайн — это просто. Важно, чтобы специалисты, которые работают с детьми, сами хотели учиться. Белонощенко ищет сотрудников, которые готовы развиваться, принимать новые теории: «Нам важно, чтобы люди были с открытым умом».
В 2007 году семья Белонощенко перебралась в Москву. Руководство «Тройки» пригласило Юрия переехать после того, как, став руководителем Самарского филиала «Тройки», он за полтора года вывел его с последнего места на первое. Семья к тому времени пополнилась еще двумя дочерями: Яной и Мартой. Первые полгода у Евгении ушли на выстраивание инфраструктуры — школы, поликлиники, няни и кружки для детей. После того как быт был отлажен, Евгения пригласила из Самары на должность директора по персоналу свою подругу и коллегу по «Бэби-клубу» Наталью Арефьеву. Они начали открывать клубы уже в Москве. Это был предкризисный год, и Москва бесилась с жиру. Когда Белонощенко говорила риелторам, что ей нужно снять 70 кв. м. на Патриарших прудах, на нее смотрели с удивлением и непониманием. Белонощенко категорически не хотела помещение больше и дальше от центра. «Я точно знаю, что многие вещи со мной происходят только потому, что мы находимся на Патриарших прудах. Это действительно удивительное, волшебное место».
Если в Самаре Евгения чувствовала себя человеком, который может себе многое позволить, в Москве все удивительным образом умножалось иногда на три, а порой и на пять, особенно, когда речь заходила о стоимости услуг. С учителями в первый год была огромная проблема — сменилось около 70% персонала. Стали думать: что же делают не так. Оказалось, не учли столичную специфику. Например, не догадались при приеме на работу выяснять, сколько времени кандидату придется тратить на дорогу. «Вроде бы те же люди, тот же бизнес, а моя отлаженная модель управления тут не работала. На ходу приходилось все менять. Был даже момент, когда у меня началась паника», — признается Евгения.
Рынок детских внешкольных учреждений начал расти, Белонощенко понимала, что надо расширять сеть. Но ее беспокоило, что в условиях стремительного роста будет физически невозможно присутствовать во всех клубах и контролировать качество. Так возникла идея программы франчайзинга, когда у каждого клуба есть свой хозяин, который постоянно находится на месте, понимает, чем дышат его учителя, знает всех клиентов в лицо и дружит с ними.
Первым шагом к запуску программы стала разработка фирменного стиля компании. И снова подключился муж Юрий: он настоял на студии Артемия Лебедева. Евгения признается, что дизайнеры угадали ее внутренний мир, смогли выразить его в ребусах, которые запрятаны в каждой букве логотипа: «Для меня все было важно. Мы с Темой, например, обсуждали, где ключик должен быть: чуть внизу или вверху. Результатом работы стал яркий логотип, который привлекает внимание как детей, так и взрослых». Невероятно трудно было написать концепт бизнеса и методики преподавания на все пять лет работы — клубы рассчитаны на детей от восьми месяцев до шести лет. К описанию бизнес-процессов подошли очень ответственно, пригласили для этого консультантов по франчайзингу — компанию «Франш». Для написания методик был создан методический центр. В 2009 году проект стартовал. Сейчас стоимость франшизы — это паушальный взнос 600 000 рублей. Еще около 450 000 рублей — наполнение клуба мебелью, игрушками, пособиями. Общая стоимость инвестиций зависит от стоимости ремонта и составляет от 1,8 млн рублей. На возврат инвестиций можно рассчитывать через 2–3 года.
Первая франшиза была продана коллеге Юрия, бывшему главе петербургского отделения «Тройки Диалог» Андрею Белявскому. Точнее,  его супруге. Сейчас у Андрея и Вероники Белявских два «Бэби-клуба» в Петербурге. Всего они планируют открыть около десяти клубов, объем инвестиций при этом составит около 20 млн рублей.
Евгения полагает, что такой тандем, как у питерских партнеров и у нее с супругом, является удачным: успешный в своем бизнесе мужчина начинает интересоваться бизнесом жены и привносит в него свой опыт. Впрочем, многие женщины — партнеры «Бэби-клуба» сами имеют серьезный финансовый опыт. После рождения ребенка происходит переоценка ценностей, и им хочется не просто ходить на работу, но и быть причастными к социально значимому делу, приносить пользу людям. Детский клуб хорош и тем, что дает разные возможности для самореализации. Можно заниматься финансами, подбором персонала, общением с клиентами, можно — сайтом и соцсетями внутри клуба. Некоторым, как Белонощенко, нравится вести занятия с детьми, занятия по психологии с учителями и заниматься дизайном клубов. Для нее это — потребность души, хобби. А из хобби надо делать профессию, убеждена Евгения. Не стоит ни минуты в жизни заниматься тем, что не по душе.
В конце марта у Белонощенко родилась новая идея — частной школы: «Нашим малышам, свободным, умным, мыслящим немного грустно в обычной школе. Там не нужны дети, которые умеют задавать вопросы. Нужны хорошо организованные дети». Евгения дала себе на проект три года. Хочет, чтобы младшая дочка пошла в первый класс именно в ее школу. Сейчас, как 10 лет назад, с головой ушла в новый проект: собирает информацию со всего света, чтобы потом сделать свою, ни на что не похожую школу. Название уже придумала — «Белая ворона».
Елена Костюк forbes.ru

0 коммент.:

Отправить комментарий