Что будет продавать вендинг завтра?

Что продает вендинг сегодня?

Я не являюсь профессионалом в области вендинга, поэтому попросил моих коллег, разбирающихся в тонкостях этого бизнеса, подсказать мне ответ.
Результатом было знакомство с известной многим книгой Тараса Чигарина "Вендинг-бизнес: механические торговые автоматы", изданной в 2005 г. На стр. 10 этой любопытной книги перечислено свыше сотни товаров, продаваемых посредством вендинговых аппаратов. Здесь присутствует весь спектр товарной продукции, от "классических" жвачек и презервативов до такой экзотики, как живые лягушки и вяленое мясо страуса эму.

Второй вопрос, возникающий у пытливого дилетанта: навсегда ли данный автомат приговорен к продаже одного и того же товара?

Ответ, после прочтения книги и разговоров с профессионалами вендинга, для меня однозначен: разумеется, нет! Любой творческий, нацеленный на повышение прибыльности владелец вендинговой сети в обязательном порядке периодически производит эксперименты по смене наполнителя, фиксирует потребительскую реакцию и учитывает ее при дальнейшей товарной специализации различных точек своей сети (или разбивает ее на несколько подсетей с различными наполнителями, в зависимости от размеров общей сети, территориального расположения и иных факторов).

Запомним два наших вывода, возникших из ответов на "детские" вопросы дилетанта.
Во-первых, вендинг потенциально продает любой товар, обладающий однородностью и отвечающий определенным ограничениям по габаритам.
Во-вторых, каждая отдельно взятая вендинговая точка имеет тенденцию продавать более чем один товар.

Какое огромное конкурентное преимущество есть у вендинговых сетей перед иными каналами дистрибуции?
Ответ прост. Их преимущество в том, что "они уже здесь".
Целый офис чувствует себя некомфортно, когда ломается кофе-машина, ставшая привычной частью местного пейзажа. Когда из школы убирают автомат, сын с вечера пятницы начинает просить заехать в супермаркет и купить ему пять бутылочек минеральной воды на предстоящую неделю. Обнаружив закрытым фотокиоск на станции метро, начинаешь судорожно рыться в памяти: где же сохранилось ближайшее фотоателье, ведь документы на визу надо сдавать уже завтра утром? Мы привыкли к комфорту присутствия вендинговых аппаратов в нашей жизни.
Вендинговый бизнес уже внедрился в быт мегаполисов, автоматы становятся привычной чертой пейзажа и интерьера. Издержки создания сетей доступа уже единожды понесены. Самые «сладкие» в плане дистрибуции вендинговых товаров места уже опытным путем вычислены и "прикормлены". Вопрос в том, нельзя ли имеющиеся точки доступа к потребителю использовать более активно.

Чего не продает вендинг, хотя мог бы это продавать?

Как ни странно, есть целые категории товаров, которые, по тем или иным причинам, пока не вошли в ассортимент вендингового бизнеса.
Цифровые товары - огромный мир, который незаслуженно обойден вниманием традиционного вендинга.
В нашей стране нет сложившихся кредитных историй и, соответственно, доверия банков к кредитоспособности широких масс населения. Поэтому, к сожалению для пользователей, у нас практически нет повсеместно распространенной на Западе кредитной системы оплаты мобильной связи; но — плюс для вендинга — широко распространены предоплатные скретч-карты, считав код доступа на которых, пользователь может оплатить (или предоплатить) услуги операторов связи, интернет-провайдеров, иных торгово-сервисных предприятий или ввести некоторую сумму денег в ту или иную электронную платежную систему. Скретч-карты, как правило, выпускаются всего в нескольких фиксированных номиналах, что облегчает их массовую продажу вендинговой отраслью.

Следующая неоткрытая область для вендинговой индустрии, сулящая, на мой взгляд, неплохие барыши, - это лотерейные билеты. Недавние изменения в государственном регулировании российского игрового бизнеса, которые, фактически, привели к демонтажу огромного количества игровых автоматов по всей стране, сыграли потенциально на руку лотерейному бизнесу: "билетик на счастье" по отношению к "однорукому бандиту" есть в некотором роде товар-заменитель. Может ли технически вендинговый аппарат выплевывать из своего чрева лотерейный билет (опять-таки, всеми операторами этого бизнеса в совокупности билеты выпускаются в 4, максимум 5, ценовых номиналах, т.е. товар стандартизован и однороден)? Разумеется, может; проблемные моменты могут иметь место в юридической сфере, они решаемы, но с коммерческой точки зрения расширение палитры "наполнителей" приносит вендинговой точке дополнительные прибыли.

Отдельный вопрос состоит в том, что аудитории любых двух неоднородных товаров попросту не могут быть идентичными. Не все покупатели жвачки купили бы в том же аппарате утреннюю газету. Впрочем, указанное обстоятельство я склонен рассматривать скорее в позитивном ключе: при наличии дополнительных товарных опций клиентская база автоматов неизбежно расширяется, а инновационные товары, в целом, приносят более денежную клиентуру, чем та, которой обладали чисто снэковые аппараты.

Третья товарная группа, потенциально легко реализуемая через армию вендинговых аппаратов, связана с услугами электронного государства. Здесь мы, строго говоря, не будем пионерами: уже упомянутая мной книга в числе прочих вендинговых товаров перечисляет и разрешения на охоту. Однако ассортимент может быть легко расширен хотя бы за счет государственных сборов с фиксированным номиналом (или привязанных фиксированным соотношением к размеру установленного законом минимального размера оплаты труда - МРОТ), а это, в частности, госпошлины, штрафы, ежегодные сборы за патент и т.д. Недавно, отстояв в загсе часовую очередь за сторублевой квитанцией какого-то сбора, оплачиваемой в ближайшем Сбербанке в километре от загса, готов лично засвидетельствовать: и за себя, и за державу было обидно. Рискну предположить, что некоторая часть населения оценила бы и услугу по оплате из автомата подоходного налога (НДФЛ) путем приобретения некоего свидетельства об оплате налога фиксированного номинала.

Неудивительно, что "двоюродный брат" вендинга - рынок платежных терминалов — один из самых динамично развивающихся в России.

За несколько лет платежи через терминалы экспресс-оплаты достигли фантастической популярности - в прошлом году из $15 млрд; заплаченных за услуги только сотовых операторов, около $7 млрд прошло именно через терминалы, хотя еще в 2006 году объем российского рынка моментальных платежей составлял $5 млрд (по данным Национальной ассоциации участников электронных торгов (НАУЭТ)).

Терминалы экспресс-оплаты представляют собой выгодный бизнес со сроком возврата инвестиций менее года. При размере комиссии от 2 до 5% от суммы платежа срок окупаемости терминала - до 8 месяцев. Практикуются схемы лизинга терминального оборудования. По данным Moneynews, на сегодня стоимость "входного билета" в платежный бизнес — около $7 тыс. В эту сумму входит цена одного дешевого терминала, оборотные средства на депозитном счете (аванс платежной сети), расходы на аренду, подключение к интернету и электропитанию, техподдержку и инкассацию (зарплата инкассатора и техника). Страховка от пожара и вандалов стоит около 1,5 % от стоимости терминала.
Пусть сети платежных терминалов наращивают свои многомиллиардные обороты, принимая платежи за услуги: вендинговые сети добьются того же результата, продавая потребительские товары фиксированной стоимости, по сути, являющиеся предоплаченными финансовыми продуктами. (Кстати, мы еще ничего не сказали о транспортных картах и билетах... Есть также идеи по стандартизации и автоматной продаже полисов ОСАГО).

Позволяет ли технический уровень оснащенности вендинговых терминалов интеллектуальными функциями говорить об их применимости для расширения ассортимента и придания им, в более широком смысле, функций многоцелевого пункта продаж? Да, безусловно.
Серверно-терминальный режим подразумевает, что на рабочем месте пользователя информация лишь отображается. Все операции по ее обработке и хранению осуществляет центральный узел сети. Все бизнес-приложения установлены на сервере. Инсталлировать новую версию программного обеспечения достаточно лишь на центральном узле сети.

Высока и отказоустойчивость вендингового оборудования. На терминалах гораздо реже случаются механические поломки. Как правило, из-за отсутствия движущихся частей просто нечему ломаться и шуметь. Нет вентилятора (кулера), так как процессор из-за своей маломощности вообще не требует охлаждения. Даже у самых продвинутых терминалов, работающих с тяжелыми приложениями, тактовая частота процессора не превышает 1 ГГц, соответственно невелика и мощность. Отсутствуют жесткий диск - вся информация хранится на сервере - и оптический привод.

Другое преимущество терминальных систем - повышенный уровень безопасности, как с точки зрения сохранности, так и защиты информации. Все данные и настройки хранятся и обрабатываются на серверах. Несанкционированный доступ к ним через терминал просто невозможен. Сервер и терминал взаимодействуют без использования потенциально опасных протоколов. Наконец, терминальные системы позволяют более гибко, просто и надежно управлять действиями пользователя.

Кроме того, терминалы дольше не устаревают. Если ПК морально изживают себя всего через два года работы, то вендинговые терминалы, по оценке журнала "Финанс", могут работать без обновлений в среднем не меньше 10 лет. Периодический апгрейд необходим лишь серверу.

Подумаем об экономике этого процесса.

Безусловно, чтобы воплотить наши прогнозы в жизнь, передовым предприятиям отрасли придется пройти через масштабную модернизацию своего парка аппаратов. Иная структура денежной массы, появление скретч-карт и защищенных бланков в качестве продаваемого товара, неизбежно изменят технические требования к автоматам. Для некоторых видов передовых товаров окажется весьма желательной возможность периодического (или даже в реальном времени) в течение дня контакта аппарата с центральной базой данных для внесения информации о совершенных сделках. Однако, насколько нам известно, указанные доработки либо реализуемы, либо, по отдельности, уже реализованы рядом производителей.

С другой стороны, сколько денег пришлось бы сегодня затратить любому третьему лицу (не из вендинговой отрасли), чтобы "с нуля" создать сеть точек доступа к потребителю, по размерам и управляемости подобную существующим вендинговым сетям? Барьер входа на рынок массовой автоматной дистрибуции не надо перепрыгивать второй раз - и в этом состоит неоценимый и вполне материальный вклад ваших коллег по отрасли, уважаемые читатели!

Вопрос в другом. Не все производители предполагаемых к вендинговой дистрибуции товаров и услуг воспримут высказанные идеи с одинаковым энтузиазмом. Сотовые операторы с радостью признают новый дополнительный канал дистрибуции, я уверен. А вот государство... Несмотря на кажущуюся очевидной полезность децентрализации продажи госуслуг, устранение очередей и прочие прелести электронизации государственного документооборота, я все же почему-то боюсь, что государство окажется более крепким орешком в плане восприятия инноваций, чем частный бизнес. Впрочем, терпение и труд - два издавна присущих вендинговой отрасли качества. Будем надеяться на лучшее. Увеличение среднего платежа и среднего оборота вендинговой точки в несколько раз - хороший стимул для инновационных изменений.

А.С. Генкин, д.э.н., член-корр. РАЕН, исполнительный директор "Аспект",
  "VENDING BUSINESS"

0 коммент.:

Отправка комментария